Аудит от независимых экспертов

поможет выявить проблемы на вашем сайте


 

 
 
 

Аудит интернет-магазина: примерная схема

Аудит интернет-магазина: примерная схема
При анализе интернет-магазина каждый аудитор придерживается своей, привычной и отработанной схемы действий. Ниже я приведу схему аудита, которую могут взять на вооружение начинающие аудиторы, еще не определившиеся с собственным подходом к работе.

1. Функции поиска:
- Есть ли вообще поисковая форма? Насколько она нужна именно в этом магазине?

Важно понимать, что если в магазине мало товаров и не будет больше, или если товары в нем вряд ли кто-то будет искать по названию, то без поисковой строки можно и обойтись.

- Как работает поиск: ищет только по товарам или по всему контенту сайта? Можно ли это настроить?
В идеале, у пользователя должна быть возможность поставить галочку вроде «искать только по товарам». Хорошо, если в результатах поиска сразу отображается основная информация о товаре (цена, наличие и т.п.).

- Правильно ли поиск работает с морфологией? Часто поиск ищет слова именно в той форме, в которой они заданы. Получается, что пользователь, задавший, например, запрос «карандаши», не увидит в результатах поиска товар «набор карандашей». Очевидно, что такой поиск практически бесполезен.

2. Каталог:
- Понятно ли по названиям рубрик каталога, какие именно товары в них представлены?
Для каждого магазина идеален свой рубрикатор, но для примера можно привести ошибку, часто встречающуюся в мебельных интернет-магазинах: вместо того, чтобы классифицировать товары самым простым способом («столы», «стулья», «диваны» и т.п.), разработчики начинают изобретать велосипед, сортируя мебель, например, по предназначению («гостиная», «кабинет», «столовая» и т.п.) — и в каком разделе пользователь, не обремененный 8-комнатной квартирой, будет искать самый обыкновенный стул? 

- Работает ли в каталоге сортировка по основным характеристикам товаров (например, по цене)?

- Есть ли рядом с товарами в каталоге кнопка «купить»?
Она нужна не всегда, но в тех магазинах, где покупатели часто осуществляют целенаправленный выбор (например, запчасти, расходные материалы и др.) наличие такой кнопки будет большим плюсом.

- Есть ли возможность добавления товара к таблице сравнения?
Функция сравнения выбранных товаров по параметрам необходима в магазинах, занимающихся продажей сложной техники и электроники. Важно, чтобы в самой таблице сравнения рядом с каждым товаром была кнопка «убрать из сравнения» и «купить».

3. Карточка товара:
- есть ли возможность рассмотреть товар в деталях? Насколько качественные фотографии подобраны?
Для некоторых товаров, например, для одежды, обуви, украшений и т.п. очень важно наличие фотографий из максимального количества ракурсов и максимально высокого качества - пользователь должен иметь возможность рассмотреть фактуру материала. Если одежда представлена в нескольких цветовых решениях, для каждого из них должен быть подготовлен хотя бы один снимок.

- Насколько удобно расположена кнопка добавления товара в корзину? Можно ли сразу задать количество экземпляров товара?
Второе особенно важно для товаров, закупаемых обычно «впрок»: канцелярские товары, средства гигиены, батарейки и т.п.

- Что происходит после нажатия на кнопку покупки?
Распространены три сценария: либо не происходит ничего, только где-нибудь в уголке, где отведено место для «корзины», появляется новый товар, либо появляется диалоговое окно с уведомлением о пополнении списка покупок, либо происходит перенаправление на страницу корзины. В большинстве случаев, предпочтителен второй вариант, иногда, когда речь идет о заведомо крупных и дорогих покупках, допустим третий, но первый сценарий практически всегда порочен.

- Что происходит при повторной попытке купить один и тот же товар в течение одной сессии?
Как правило, после добавления товара в корзину, кнопка покупки становится неактивной. В некоторых магазинах она продолжает работать. В таком случае, наш святой долг - проверить, как она реагирует на нажатие. Правильных сценариев два: либо появляется уведомление о том, что товар уже в корзине, либо количество экземпляров в корзине пересчитывается (добавляется еще 1).

4. Корзина покупателя и оформление заказа:
- легко ли найти корзину глазами?
Обычно корзину располагают в правом верхнем углу страницы. Это не единственный верный вариант, в каждом отдельном случае к вопросу нужно подходить индивидуально.

- можно ли внутри корзины изменить количество экземпляров товара? Как происходит пересчет суммы?
Крайне желательно, чтобы пересчет суммы и удаление товаров из корзины происходило без перезагрузки страницы.

- как расположены кнопки удаления товаров, пересчета и оформления заказа?
Важно, чтобы пользователь не мог случайно, промахнувшись на несколько пикселей, очистить корзину вместо того, чтобы сделать заказ.

- требует ли оформление заказа регистрации на сайте?
Очень желательно, чтобы сделать заказ можно было без регистрации или чтобы регистрация автоматически осуществлялась в процессе оформления покупки.

- как построены формы отправки заказа?
Все основные правила, действующие для любых форм, актуальны и здесь: все данные, которые можно проверять автоматически, нужно проверять, как говорится, «не отходя от кассы»; нельзя спрашивать у пользователя ничего лишнего (например, если покупатель выбирает самовывоз товара, спрашивать у него адрес не нужно). В этом смысле хорошо, чтобы у форм была определенная иерархия: сначала покупатель выбирает интересующий его вариант доставки и оплаты, а все остальные поля предлагаются ему уже исходя из сделанного выбора.

- чем заканчивается заказ?
Главное, чтобы пользователь видел хоть какое-то уведомление о том, что заказ принят. Также хорошо, если ему тут же скажут, требуется ли от него что-то еще и когда (например, «наш менеджер свяжется с вами», или «вы можете получить свой заказ завтра по адресу...»).

Немного изменив или дополнив эту схему, можно составить собственный план аудита интернет-магазина, позволяющий рассмотреть его функционал наиболее глубоко и полно.

Автор: linyli

 
Голосов: 14
Баллы рейтинга: 9

Надежда Дмитриевна пишет:
09.03.2011 08:01
Ну ооччень полезная статья для меня, СПАСИБО!
linyli пишет:
09.03.2011 12:00
Спасибо, что читаете :)
Думаю, стоит продолжать серию статей про интернет-магазины...
Надежда Дмитриевна пишет:
09.03.2011 13:26
еше как стоит!
chelovek пишет:
26.10.2011 17:00
Конечно стоит.
Владимир Шупляков пишет:
07.05.2011 13:28
Отличная статья, как и остальные. Единственное, я бы поставил функцию поиска на 3-е место после каталога и карточки товара. Обычно поиск используют те посетители, которые уже освоились с интерфейсом или посещают магазин не в первый раз.
chelovek пишет:
26.10.2011 16:59
Да очень много полезного.
enyt пишет:
09.03.2011 16:06
Что-то сильно разогнались)
И весьма удачно)
Еще одна статья с оценкой "отлично")
linyli пишет:
09.03.2011 16:48
Спасибо за оценку!
Разогналась действительно серьезно - есть еще несколько задумок для статей :)
enyt пишет:
09.03.2011 16:12
Использую в аудитах нечто подобное(схема в мозгу :D ), видать я не такой плохой аудитор)))
Ася Мигунова пишет:
10.03.2011 19:17
Большое спасибо за хорошую статью! Тоже в голове примерно такая же схема ))) Но почитать и перенять опыт всегда полезно
linyli пишет:
10.03.2011 19:34
Думается, у всех, кто уже имеет какой-то опыт в анализе интернет-магазинов, в голове сформировалось нечто подобное. Так что, конечно, при написании больше ориентировалась на начинающих.
Гэми пишет:
14.03.2011 13:29
Спасибо, Настя. Действительно сформулировать то, что каждый в той или иной мере чувствует в своей голове - большое дело. Помню такое же ощущение было после прочтения Ремарка))
Елена Решедько пишет:
30.03.2011 07:13
Огромное спасибо за статью - очень интересное и полезное чтиво вышло!
Феликс пишет:
19.05.2011 02:07
Спасибо мне тоже очень понравилась ваша статья.
libertinee пишет:
23.09.2011 14:53
Не плохая статья, спасибо.
partner87 пишет:
18.10.2011 10:10
Спасибо за хорошую статью.