Аудит от независимых экспертов

поможет выявить проблемы на вашем сайте


 

 
 
 

Зачем аудитору статистика сайта?

Зачем аудитору статистика сайта?
Было бы, наверное, здорово иметь возможность при аудите каждого сайта работать с живой фокус-группой: слушай, записывай, обобщай — вот, считай, и весь аудит. Но, к сожалению, мы обычно вынуждены работать наедине с собой, лишь изредка подключая к анализу сайта друзей и родственников, по счастливому стечению обстоятельств, относящихся к целевой аудитории.  

Единственным способом в таких условиях хоть как-то понять поведение посетителей на сайте, становится анализ статистических данных.

Статистика сайта — чрезвычайно информативная вещь для аудитора, знающего, как использовать числа, схемы и графики, представленные в отчетах. Здесь я постараюсь кратко рассказать, как любой начинающий аудитор сможет использовать статистику на пользу себе и заказчику.

1. Разрешение экрана и браузеры.
Аудитор, не располагающий данными о пользователях, оказывается вынужден исходить из того, что на сайт одинаково часто заходят пользователи с самыми разными разрешениями монитора и из самых разных браузеров. Приходится изучать каждый или почти каждый потенциально возможный случай и подробно описывать все возникшие проблемы. 

Имея доступ к статистике сайта (даже к скудным данным от liveinternet), можно посмотреть статистику по разрешениям экрана и браузерам, выбрав для подробного анализа пару наиболее частых ситуаций и подробно их проанализировав. Описанию проблем, с которыми сталкивается, например, 5% посетителей сайта, можно со спокойной душой уделить меньше внимания.

2. Источники переходов
Зная, откуда приходит на сайт большинство посетителей, можно, в первую очередь, определить, относится ли основная масса посетителей сайта к его целевой аудитории. Этот вопрос не столько относится к юзабилити, сколько к проблемам конверсии: сайт может быть сколь угодно качественным и посещаемым, но если аудитория не та, все усилия будут напрасными.

К слову, чтобы уточнить, какая аудитория присутствует на сайте, можно посмотреть статистику по странам, операционным системам пользователей. Демографические сводки в статистике сайта обычно довольно приблизительны и опираться на них не стоит.

Также источники переходов косвенно указывают на то, какой способ продвижения выбрал владелец сайта. Если ресурс имеет приличную посещаемость и вся она обеспечивается, например, социальными сетями, то мало смысла при анализе сайта концентрироваться на вопросах привлечения пользователей из поисковиков.

3. Точки входа
Точки входа — страницы, с которых посетители начинают просмотр сайта. Для аудитора важно знать наиболее частые точки входа, чтобы сконцентрировать свое внимание именно на этих страницах. Если такая информация недоступна, приходится отталкиваться от того, что просмотр сайта начинается с главной или, например, с карточки товара. Фактически же, большинство пользователей может попадать на сайт через раздел со статьями.

4. Точки выхода
Это страницы, на которых пользователь заканчивает просмотр сайта. Они особенно важны, если цель сайта — провести покупателя от просмотра каталога до оформления покупки. Зная, на каком именно этапе «выпадает» большая часть посетителей, можно с большой долей достоверности определить, что именно вызывает затруднения у пользователей.

5. Пути по сайту
Анализ путей по сайту предоставляют многие сервисы статистики, но наиболее удобно они визуализированы в Яндекс.Метрике и Google analytics. Карты перемещений пользователей по страницам сайта позволяют:

- понять, как ведут себя пользователи, пришедшие на сайт из разных источников;
- определить общую логику следования пользователей по сайту и провести аудит, последовательно разбирая страницы, которые проходит средний пользователь;
- найти основные «мертвые зоны» — страницы, которые по непонятным причинам оказываются обойдены вниманием пользователей. Зачастую может оказаться, что посетители игнорируют страницы, играющие ключевую роль в конверсии сайта.

Дальше дело останется лишь за малым — найти причину этого явления и заменить обычный путь следования посетителя на желаемый.

6. Карта кликов
На карте кликов в виде цветовых пятен на странице отображены места, по которым пользователи кликают чаще всего. Анализ карты кликов позволит:

- обнаружить неактивные элементы, которые кажутся кликабельными (некоторые изображения на сайтах буквально притягивают курсор, но, вопреки ожиданиям, оказываются просто картинкой — такие элементы нужно убирать или наделять какой-то функцией, чтобы они не разочаровывали пользователя);
- найти элементы, непопулярные вследствие эффекта «баннерной слепоты»;
- если на странице есть несколько ссылок на одну и ту же страницу — понять, какая из ссылок эффективна, а от какой стоит избавиться.

Таким образом, даже проанализировав малую часть статистических данных (за кадром пока осталась продолжительность визитов, показатели возвратов, анализ целей и многое другое), можно сделать достаточно точные выводы о поведении посетителей на сайте и сэкономить свое время, не описывая проблемы, наличие которых практически не влияет на отношение пользователей к ресурсу.

Автор: linyli

 
Голосов: 8
Баллы рейтинга: 39

Lavinia пишет:
25.05.2011 02:03
Отличная статья!
linyli пишет:
25.05.2011 13:10
Спасибо! Соберусь с силами — напишу еще. :)
chelovek пишет:
27.10.2011 01:59
Мне понравилось . В основном правильность трафика на сайт.
StrannicK пишет:
25.05.2011 03:11
Да не плохая статья
Надежда Дмитриевна пишет:
25.05.2011 10:33
вот всегда задовалась этим вопросом... спасибо!
Елена Решедько пишет:
25.05.2011 12:20

1. Разрешение экрана и браузеры.  - это мой любимый пункт, три из четырех сайтов на эти грабли наступают.
linyli пишет:
25.05.2011 13:09
О, да... :)
Еще в этом плане здорово проверять валидность верстки: это обычно просто фейерверк ошибок.
Елена Решедько пишет:
25.05.2011 13:48
Ты не знаешь, случаем, как определить, в какой строке кода сидит ошибка кроссбраузерности?
linyli пишет:
25.05.2011 14:14
Ты все с эксплорером мучаешься?
На 100% все равно не определить, особенно если ошибок несколько и они взаимосвязаны, но можешь попробовать облегчить работу таким способом, если еще не пробовала (если у тебя IE8, насчет 9 не знаю): заходишь на сайт, в меню «сервис» выбираешь «средства разработчика», внизу появляется панель с кодом. Разворачиваешь ту часть кода, в которой, скорее всего, ошибки, а дальше выделяя каждый div или часть таблицы, можешь отключать те или иные свойства CSS или править html код и сразу смотреть результат.

Еще советую покопаться тут: http://htmlbook.ru/ — здесь есть справочники по html и css, главная прелесть которых в том, что в них отмечено, как ведут себя разные браузеры с теми или иными атрибутами.
Зачастую косяки с IE возникают именно из-за того, что он не поддерживает некоторые html/css фишки.
Елена Решедько пишет:
25.05.2011 14:36
ага, с ним, проклятым((

спасибо за совет, попробую
Надежда Дмитриевна пишет:
25.05.2011 13:00
6 пункт порадовал , еще раз всопмнила важные моменты, которые следует отразить в блокнотике (на подкорку)
linyli пишет:
25.05.2011 13:10
Рада, что статья оказалась полезной.
Жаль только, что заказчики редко предоставляют доступ к статистике сайта.
Надежда Дмитриевна пишет:
25.05.2011 13:30
незнаю у меня с этим проблемы (с пониманием цифирок). У меня вообще аллергия на цифры...
Этот момент я для себя еще не уточнила в полном объеме. В общем как всегда сигнал в мозгу пройти не может
Смотрю и вижу (в прямом смысле) ФИГУ
Надежда Дмитриевна пишет:
25.05.2011 13:31
предпочитаю интуитивно ощупывать сайт
Елена Решедько пишет:
25.05.2011 13:49
У меня вообще аллергия на цифры - чихаешь или чешешься?))
linyli пишет:
25.05.2011 13:50
Разберешься, я в тебя верю! :)
Если какие-то конкретные вопросы есть — задавай.

Вообще, прелесть такого анализа статистики в том, что конкретные цифры имеют не очень много значения. Важно только сравнивать разные показатели на уровне «больше/меньше».
Надежда Дмитриевна пишет:
25.05.2011 13:53
Глаза слезяться и насморк :)

для меня это все представляется очень весомыми данными, но башка от них раскалывается
А вопрос есть: самый наитупейший: какие цифры к чему относяться? :)
У меня перед глазами такая мешанина, что вычленить ничего не могу
linyli пишет:
25.05.2011 14:03
у тебя сейчас открыта статистика какого-нибудь сайта?
Надежда Дмитриевна пишет:
25.05.2011 15:25
я тебе на почтовик отправила
chelovek пишет:
27.10.2011 02:01
Меня тоже порадовал.
Alexey пишет:
25.05.2011 19:39
Спасибо, с этой информацией можно смотреть на сайт глубже и шире..:)
Сергей Анатольевич пишет:
25.05.2011 20:43
Жаль, что доступ к статистике мы получаем очень и очень редко, без нее КПД от аудита уменьшается. А статья отличная спасибо!
chelovek пишет:
27.10.2011 02:11
Нужно хоть на время аудита статистику делали открытой.
Феликс пишет:
27.05.2011 13:12
Мне статья понравилась. Молодец!!!