Аудит от независимых экспертов

поможет выявить проблемы на вашем сайте


 

 
 
 

Постановка вопросов при тестировании юзабилити

Постановка вопросов при тестировании юзабилити
Что более важно в проведении юзабилити тестирования: правильно поставленный вопрос, или нахождение правильного ответа? Или второе без первого представляется маловероятным?

Осознанная необходимость
Влияние, которое оказывает на эффективность работы системы правильно проведенное юзабилити тестирование, трудно переоценить. Каждый $1, предусмотренный в бюджете проекта на выполнение этой процедуры, оборачивается от $10 до $100, полученных либо в виде прибыли, либо в качестве сэкономленных затрат.

Для получения такого результата следует проводить тестирование на всех этапах разработки системы, привлекая при этом тщательно отобранных пользователей. Тем более, что использование современных технологий позволяет не только значительно упростить сам процесс, но и получить более корректные результаты. 

Однако по существу юзабилити тестирование остается прежним, независимо от количества и сложности привлекаемых для его проведения технических средств. Это все те же задачи, которые респондент решает под наблюдением специалиста.

Вопросы общие и частные
Если о важности юзабилити тестирования спорить не приходится, то с категорией «что главнее?» нужно разобраться в самом начале. Определение вопросов, на которые следует получить ответы, является не менее важной частью данного процесса. 
 
Для поиска проблем, существующих в работе интерфейса, можно подготовить общие сценарии. Но в этом случае ответы будут, хотя и достаточно достоверные, однако такие же общие, типа «хороший интерфейс/плохой интерфейс».

Так, например, при общем вопросе «оценить уровень удовлетворенности клиента», достаточно, чтобы решение задач основывалось на совершении при помощи интерфейса обычных действий. После чего нужно поинтересоваться мнением пользователей о работе системы. Если же вопрос более конкретный, допустим, в какой мере респонденты понимают структурную схему меню интерфейса, то и задания будут посложнее.

Можно сказать так: общие вопросы позволяют выявить более широкий спектр недостатков, а при помощи конкретной постановки задач удается копнуть более глубоко.

Поэтому на первом этапе юзабилити тестирования в обязательном порядке должна проводиться тщательная проработка вопросов, которые следует выяснить. После чего следует разобраться, можно ли получить на них ответы. А если нет, то, значит, нужно разработать способ, который позволит выяснить все необходимое.

Большинство руководств обращают на постановку вопросов минимум внимания, сосредотачиваясь в основном, на объяснении методики проведения. Возможно, считается, что относительно вопросов и так все понятно. Хотя на самом деле данная тема является одной из наиболее трудных в процессе тестирования.

На что влияет юзабилити?
Юзабилити — это показатель эффективности и удовлетворенности, с которым посетитель работает в конкретном сайте, достигая при этом каких-либо своих целей. Исходя из этого определения, степень юзабилити будет высокой лишь в том случае, если специалист в своей работе по созданию продукта ориентируется на пользователей.

При таком подходе разработка будет проходить с обязательным привлечением респондентов целевой группы в процедуру тестирования на всех стадиях. Итеративность послужит гарантией того, что разработка пройдет полный цикл, следовательно, ошибки проектирования в своем большинстве будут обнаружены до начала новой итерации. А мультидисциплинарность обеспечит всестороннее изучение проекта. 

С учетом понимания задач, выполняемых пользователями, и требований, которые они предъявляют к системе, появляется возможность достижения высоких показателей юзабилити. В результате существенно снижаются временные и финансовые затраты на разработку, а эффективность нового интерфейса повышается и относительно бизнес-результатов, и в плане удовлетворения клиентов. Заказчик получает дополнительную прибыль, посетители работают более эффективно, уменьшаются расходы на внедрение системы за счет более легкого обучения пользователей и поддержки.

Недостатки тестирования юзабилити
Прежде всего, проведение подобной процедуры предполагает расходы средств и времени специалистов. Это служит причиной появления т.н. «облегченных» версий, которые не гарантируют достаточную корректность результатов. Есть также вариант, при котором на каждой итерации проводится экспертиза интерфейса, позволяющая обнаружить и устранить множество мелких недостатков. А юзабилити тестирование используется для окончательной доработки дизайна. 

Обычно разные методы исследуют систему во время ее создания или в начале работы. В то же время процедура для «полевых условий», а также для пользования в течение длительного периода проработаны явно недостаточно. К тому же тестирование только выявляет проблемы (что само по себе немало!), но ничего не говорит о путях их ликвидации.

Эта процедура достаточно субъективна, поскольку в большой мере зависит от профессионализма тестировщика. При недостатке опыта полученные результаты могут только усугубить проблему. И, разумеется, тестирование, несмотря на всю свою полезность и важность, не гарантирует того, что будут обнаружены концептуальные проблемы. Здесь, как и прежде, главным инструментом остается опыт и чутьё разработчика.

 
Голосов: 1
Баллы рейтинга: 5

CON пишет:
26.07.2011 15:56
Статья хорошая . Однако ваши расходы я думаю окупятся. Если правильно рассчитать экономическую часть