Аудит от независимых экспертов

поможет выявить проблемы на вашем сайте


 

 
 
 

Понятие и задачи информационной архитектуры

Понятие и задачи информационной архитектуры
Открывая сайт в интернете, пользователь ставит перед собой определенные задачи. Он желает купить товар, получить ответ на вопрос и т.д. Сайт должен иметь структуру, которая бы максимально облегчала человеку решение поставленных вопросов.

Наука о том, как организовать подачу информации таким образом, чтобы упростить работу пользователя и сделать процесс достижения результата быстрым и эффективным, называется информационной архитектурой (ИА).

Если, на основе анализа содержания сайта, разработчику удается сделать качественную информационную архитектуру, то можно вести речь о том, что у данного интернет-ресурса хорошее юзабилити. С одной стороны, грамотно проработанная структура сайта облегчает процесс создания макетов для веб-страниц и позволяет сделать эффективную систему навигации. С другой стороны, может оказаться, что методика юзабилити работает вхолостую на поддержание фундамента страниц, если информационная архитектура изначально неэффективна. В конечном итоге, весь сайт «держится» на чертежах, созданных информационными архитекторами.

Вопросом первостепенной важности для большинства разработчиков является функциональность и общий вид сайта. Прочим аспектам, таким как содержание, названия в меню, навигация, подписи отдельных элементов уделяется меньше внимания. В результате структура веб-страниц иногда оказывается недостаточно проработанной, из-за чего пользователь испытывает трудности при работе с сайтом. Интернет-ресурс будет эффективным только в том случае, если он имеет простую и логически обоснованную структуру.

При всей кажущейся простоте задачи, довольно сложно создать такую ИА, которая бы облегчала клиентам их работу. Это происходит, прежде всего, потому, что сайт проектируется специалистами в области компьютерных технологий, а рассчитан он на то, что пользоваться им будут простые люди. Они не желают изучать тонкости работы с открывшимися веб-страницами для того, чтобы решить свои вопросы. ИА обязана быть настолько понятной и логически обоснованной, чтобы клиент мог получить ответы на свои вопросы, работая в сайте интуитивно, без того, чтобы вникать в его структуру. Только в этом случае можно вести речь о том, что ИА работает хорошо. Это главная причина, объясняющая трудность процесса создания ИА и легкость ее использования.

Один из наиболее важных моментов, который должен учитываться при разработке ИА, заключается в наличии различных поведенческих типов клиентов, заходящих на сайт. Их можно разделить на две большие группы, которые используют в своей работе просмотр или поиск. Посетители первой группы, не увидев в меню каталог с классификацией материала по категориям, сочтут сайт недостаточно удобным. А пользователи из второй ожидают увидеть на главной странице формы для быстрого поиска. Отсюда следует, что ИА интернет-ресурса обязана учитывать наличие нескольких типов предпочтений клиентов и организовывать подачу информации различными способами.

Информационные архитекторы занимаются не только иерархической структурой сайта. При создании ими навигационной системы все ее элементы должны быть четко разделены по группам. Одни относятся к общей навигации и будут видны на любой странице. Другие являются локальными, и находятся в подразделах. А третьи ставятся в зависимости от контекста – это ссылки, которые расположены в информационном содержании какой-либо из страниц.

Одним из помощников информационных архитекторов является таксономия. Это система группировки информации, при которой любой отдельно взятый элемент может принадлежать только одной из категорий. Такая классификация оказывается очень полезной при разработке структуры интернет-ресурса и системы навигации. Кроме того, в ходе процесса распределения элементов по группам появляется возможность определиться с понятными для пользователя их смысловыми значениями. Это важно, т.к. работа с меню, которое содержит жаргон или специальную терминологию, для клиента затруднительна. Во время классификации происходит замена малопонятных для неподготовленного человека слов на общеупотребительные аналоги. Еще более целостной и связной информация будет выглядеть в том случае, если специалист по ИА снабдит сайт словарем, в котором будет приведена встречающаяся на страницах этого интернет-ресурса терминология.

Прототипы страниц создаются после того, как информационный архитектор определится с таксономией, структурой сайта, системой навигации и оптимальными подписями пунктов меню. Пробный дизайн позволит дать общее представление о том, как будут выглядеть на экране различные элементы ИА. После этого можно заниматься графической проработкой деталей. 
 
Как показывает практика, намного более удобными, и как следствие, посещаемыми и успешными, являются те сайты, в которых ИА создавалась специально, исходя из содержания веб-страниц и их назначения, по сравнению с теми, где ей не уделялось должного внимания.

 
Голосов: 1
Баллы рейтинга: 5

maximvar пишет:
25.03.2011 22:55
Узнал много полезного!
Владимир Шупляков пишет:
07.05.2011 11:33
Как часто теория не совпадает с практикой! Очень интересным примером в Сети является сайт Wikipedia. Этот сайт по сути имеет отвратительный визуальный дизайн (трудно его назвать красивым), сомнительное по достоверности содержание (поскольку наполняется пользователями) и отсутствие нормальной навигации. Попробуете найти в ней что-то не пользуясь поисковиком! Вся навигационная структура Wikipedia направлена на повышение ранжирования в поисковых системах, а не для удобства пользователя. Однако, по прискорбному стечению обстоятельств, поисковые системы ранжируют эту ферму контента очень высоко, заставляя тем самым пользователей активно ее посещать и использовать.