Аудит от независимых экспертов

поможет выявить проблемы на вашем сайте


 

 
 
 

Место юзабилити в схеме реализации проекта

Место юзабилити в схеме реализации проекта
Есть мнение, что юзабилити тестирование является едва ли не обязательным этапом в начале проектирования интерфейса, причем оно гарантирует качество выполнения работы и позволяет получить максимально достоверные оценки. Насколько это суждение, и некоторые другие, соответствуют действительности?

Юзабилити тестирование – это совершенно отдельная услуга

В общем случае услуга – это выполненная работа, которая дает результат, имеющий для клиента самостоятельную ценность. Для реализации услуги требуются определенные инструменты. Юзабилити тестирование как раз и является одним из таких инструментов, при помощи которого выполняется услуга – аудит интерфейса.

Тщательная проверка при помощи тестов предоставляет клиенту результат в виде удобной для пользования информации о качестве работы интерфейса. Для получения такого результата следует осуществить 3 этапа:
  • Определение требований, предъявляемых к сайту.
  • Изучение качества текущей реализации интерфейса.
  • Подготовка отчета.
На каждом этапе для выполнения процедуры нужны свои методы тестирования юзабилити. На первой стадии происходит сбор данных для того, чтобы определить, насколько интерфейс соответствует сценариям работы посетителей, требованиям бизнеса, контексту сайта. Без проведения подобного исследования, оценивая интерфейс «с ходу», можно обнаружить лишь частные проблемы дизайна, вроде неудобной компоновки элементов на экране. Из инструментов на первой стадии процесса можно выбрать анкетирование, интервью, фокус-группы и др.

На втором этапе определение качества реализации интерфейса как раз и проводится, чаще всего, при помощи такого инструмента, как юзабилити тестирование. Хотя есть и другие способы, которыми можно пользоваться параллельно, а в некоторых случаях и вместо тестирования.

Для подготовки отчета нужны данные первого этапа работы, показывающие, что на самом деле требуется от сайта, и второго, говорящие о том, как реализовано выполнение задания. В отчете должен быть сделан вывод: все ли хорошо, а если что-то не так, то к чему нужно стремиться. Для составления итогового документа тоже есть свои инструменты: визуализация данных, статистика, аналитика.

Таким образом, ценность для клиента представляет результат последовательной реализации трех этапов. А юзабилити тестирование, каким бы полезным оно ни было, всего лишь инструмент для выполнения услуги. 

В случае перепроектирования интерфейса юзабилити тестирование на начальном этапе является обязательным. 
 
Действительно, без тестирования мы не получим необходимых данных относительно того, что и как нужно менять при оптимизации интерфейса. Но, если доработка требуется на концептуальном уровне, этот процесс становится бессмысленным, поскольку в ходе его проведения мы останемся в рамках непригодной концепции. Зачем определять ее проблемы, если она будет меняться?

Юзабилити-тестирование является гарантией качества конечного продукта
При проектировании интерфейса разработчик определяет метод реализации функций системы, тестирует ее и оптимизирует. Этот процесс повторяется нужное количество раз, пока не будет реализовано оптимальное решение. 

В случае перепроектировании работа начинается с тестирования, которое действительно гарантирует достижение максимального качества. Но при проектировании подвох заключается в том, что тестирование поможет достичь т.н. «локального» максимума, т.е. оптимального результата только в пределах принятой концепции. Тогда как изменение ее на другую может позволить значительно улучшить работоспособность сайта, достичь «глобального» максимума.

Разумеется, выбрать наиболее правильную концепцию, которая позволит путем оптимизации интерфейса получить наилучший результат, очень сложно. Но это уже другая тема, заслуживающая отдельного разговора.

Таким образом, проведение юзабилити тестирования очень важно, однако само по себе оно не гарантирует достижение максимального результата. Его может обеспечить только выполнение полноценного цикла.

Юзабилити-тестирование является главным инструментом оценки качества
Способ, действительно, очень хороший, но могут быть случаи, когда он окажется неэффективным. Это происходит, если в процессе его проведения доступна только часть качеств интерфейса. Такое может быть в некоторых системах, где ради «мгновенной» эффективности работы пользователя приносят в жертву скорость его обучения. «Обычные» же навыки приобретаются долго. Например, действия оператора в критических ситуациях в атомной энергетике, или авиадиспетчера, для которых цена ошибки очень высока.

При тестировании таких интерфейсов не будет полноценной обратной связи. Продукт новый, многие решения интерфейса предполагают появление у пользователей некоторых навыков только через определенное время. В результате, для полной оценки потребуется тестирование системы в ходе ее последующего использования, которое может занять длительный срок.
 
Таким образом, юзабилити тестирование является исключительно важным и полезным инструментом. Его следует использовать на всех стадиях разработки проекта. Однако, не стоит преувеличивать его значение и, тем более, считать его «главным и единственным». Оптимальный эффект можно получить только при его использовании в общем цикле.

 
Голосов: 1
Баллы рейтинга: 4