Аудит от независимых экспертов

поможет выявить проблемы на вашем сайте


 

 
 
 

Особенности юзабилити-тестирования

Особенности юзабилити-тестирования
Суть процесса тестирования методами юзабилити заключается в организации наблюдения за пользователями (с фиксацией результатов) во время выполнения ими поставленных задач при работе с интерактивной системой.

С помощью такой методики появляется возможность определить, насколько эффективно работает функционал. То есть, позволяет ли оно клиентам достаточно быстро и легко решать свои вопросы. 
 
Преимущества привлечения реальных пользователей
В результате наблюдения за работой реальных пользователей (которые подобраны по принципу целевых групп), появляется возможность доработать архитектуру сайта и усовершенствовать его функциональность, исходя из нужд тех клиентов, для которых он предназначен. В результате сайт станет более посещаемым, увеличится приносимая им прибыль. 

Подобное тестирование интернет-магазинов позволяет:
- сделать навигацию по сайту более понятной;
- повысить уровень конверсии;
- сформировать позитивное отношение к бренду.

Благодаря тому, что юзабилити-тестирование позволяет обнаружить проблемы на самых ранних этапах, стоимость разработки ПО значительно сокращается.

Виды тестирования
В методике юзабилити существуют различные тесты, конкретный выбор которых, зависит от целей разработчик. Пользовательские сессии будут иметь одну структуру, если нужно собрать количественные данные (время, затраченное на выполнение задания, уровень ошибок и т.д.), и совсем другую, когда требуется определить причины низкого ROI (например, как увеличить конверсию сайта).

Главное — тестирование должно дать объективный ответ на поставленные вопросы. Имеет значение и то, что будет оцениваться: работающая система, интерактивный или бумажный прототип.

В некоторых случаях оптимальным является тестирование, предусматривающее сбор показателей в течение длительного времени. Такой способ применяется, в частности, в проектировании интерфейсов мобильных телефонов. Для других продуктов будет достаточно одноразового исследования. Например, для тех же мобилок, при ответе на вопрос, легко ли владельцу найти справочник или связаться с абонентом с первой попытки. Различаются исследования и по месту проведения: одним требуется реальная среда (ПК на рабочем месте), а другим — специальная лаборатория, в которой будет обеспечен полных контроль над процессом со стороны модератора.

Присутствие профессионалов
Почему в качестве модератора должен присутствовать специалист? Неужели не достаточно посадить рядом с пользователем оператора, который бы фиксировал действия, заносил в блокнот количественные результаты и т.д.? Оказывается, нет. 
 
Любое тестирование по методике юзабилити — это лучше, чем полное отсутствие исследований. Но специалист требуется для того, чтобы получить более корректные результаты. А во многих случаях только присутствие профессионала позволяет иметь точные данные, поскольку нередко в ходе процесса возникают нестандартные ситуации.

Специалист, хорошо знакомый со схемой устройства и разбирающийся в различных видах проблем взаимодействия системы «человек-компьютер», сможет правильно интерпретировать полученные сведения. На ход процесса могут оказать влияние психологические факторы: пользователь не сумеет «с ходу» решить простую задачу, растеряется, и после 10 минут безуспешной работы со смущением скажет, что его все устраивает. Или особенности менталитета: в Корее, например, не принята открытая критика чужого труда.

Профессионал владеет практическими приемами разрешения подобных ситуаций. Он в любом случае сможет разобраться в сути происходящего и сделать правильные выводы. Поэтому к планированию процесса, проведению исследования и анализу полученных результатов должны привлекаться только специалисты.

Результаты исследования
Результат работы во многом определяется целью, поставленной в начале процесса, а также тем, как будет в дальнейшем использоваться данная информация. В общем случае результаты представляют собой перечень обнаруженных недоработок, степень критичности проблем, рекомендации по улучшению сайта, количественные данные (например, время, затраченное на выполнение задачи или уровень ошибок), а также видеоролики с изображением лица пользователя или экрана монитора.

Вспомогательное программное обеспечение для тестирования
Существуют различные вспомогательные программы, использование которых предоставляет возможность проводить юзабилити-тестирование в автоматическом режиме. Их можно разделить на несколько типов:

А). Для тестирования сайтов и ПО с модератором в специальной лаборатории, с определением количественных и качественных показателей.

В качестве примера можно рассмотреть программу TechSmith Morae. Ее возможности позволяют:
- фиксировать события в ОС как низкого уровня (нажатие на мышку), так и высокого (переход по ссылке);
- записывать происходящее на экране для регистрации действий пользователя;
- снимать на камеру (цифровую или веб) лицо пользователя для отслеживания его эмоций;
- организовать наблюдение за работой респондента на неограниченном расстоянии (для этого достаточно, чтобы компьютер пользователя имел высокоскоростное сетевое соединение);
- вставлять комментарии по ходу процесса в онлайн режиме;
- фиксировать количественные показатели;
- готовить презентации, на которых могут быть одновременно представлены изображения монитора, клавиатуры, мыши и лица респондента (Windows Media Format);

Б). Для тестирования сайтов и ПО с модератором, с определением количественных и качественных показателей, но без наблюдения за выражением лица респондента.

Один из характерных примеров — Ethnio. Ее функциональность находится на уровне TechSmith Morae, за исключением использование камеры для съемки выражения лица респондента. Программы типа Ethnio существенно облегчают процесс подбора респондентов. Достаточно посетителю зайти на сайт, как он тут же получает приглашение стать участником тестирования. В случае согласия, процесс начинается через несколько минут.

Само тестирование организовано следующим образом. Посетитель получает на email ссылку на программу, которую устанавливает на свой компьютер. Во время тестирования программа регистрирует происходящие события. После окончания процесса она удаляется. Главное преимущество подобного метода заключается в отсутствии требования высокой пропускной способности соединения, поскольку вместо трансляции видеотрафика с камерой передается только записанное окно.

В). Для автоматического тестирования сайтов без участия модератора.

Ограниченная функциональность этих программ компенсируется тем, что они не требуют участия в процессе модераторов и специально приглашенных респондентов. Так, например, Яндекс.Метрика занимается регистрацией кликов на веб-странице, после чего составляет специфичную карту кликов, которая позволяет определить проблемы навигации, а также популярность отдельных функций. 

Помимо указанной, есть различные программы, способные в автоматическом режиме собирать статистические данные по действиям посетителей сайта (например, сервис для проверки сайта на кроссбраузерность). Такая информация позволяет сделать ориентировочные выводы о направлении, в котором следует искать недостатки. Так, например, если, согласно полученным данным, каждые четыре из пяти посетителей не могут пройти регистрацию до конца, значит, ее форму нужно дорабатывать. Получив сигнал такого рода, специалист должен подобрать целевую группу пользователей и провести тестирование по полной программе.

Есть также внешние устройства, способные отслеживать перемещение взгляда респондента по объектам экрана монитора или интерфейсу сайта. Или фиксировать пульс, мышечное напряжение, степень расширения зрачков и другие биометрические показатели пользователя.

 
Голосов: 1
Баллы рейтинга: 5