Аудиты от независимых экспертов

помогут найти все проблемы на вашем сайте


 

 
 
 

Анализ интернет-магазина: как мыслит покупатель?

Анализ интернет-магазина: как мыслит покупатель?
Как подступиться к анализу интернет-магазина? Можно, например, подсмотреть у кого-нибудь готовый аудит на другой сайт и пройтись по тем же пунктам. А можно сесть и подумать, чего ожидает средний пользователь именно от этого магазина.

Чтобы определить наиболее вероятную аудиторию сайта и то, как эта самая аудитория будет подходить к выбору и покупке товара, зададим себе примерно такие вопросы:

 
  1. Делаются ли такие покупки спонтанно? Сложно просто так купить компьютер или стиральную машину, а вот одежду, духи или часы вполне можно.
  2. В какой ценовой категории находится товар?
  3. Требует ли выбор товара специальных познаний?
  4. Кто принимает решение о таких покупках: мужчина или женщина?
  5. Какова обычно срочность и востребованность такой покупки? Например, обычно в срочном порядке покупают запчасти, расходные материалы, одежду на текущий сезон, а неспешно подбирают подарки, бытовую технику, электронику.

Получив ответы на эти вопросы, мы можем составить свое представление о том, как в большинстве своем будут вести себя посетители сайта.

Вариантов может быть много, но для простоты возьмем четыре основных:
  1. Ситуация целенаправленного выбора — для любых срочных покупок или покупок, требующих специальных знаний от клиента.
  2. Ситуация спонтанной покупки — чаще недорогие покупки (хотя это не показатель), решение обычно принимает женщина, выбор товара не требует специальных познаний, как правило, это имиджевые вещи, подарки.
  3. Ситуация аналитического выбора — не очень срочные дорогие сложные покупки, решение обычно принимает мужчина.
  4. Ситуация отложенной покупки — подарки, бытовая техника и электроника, одежда на следующий сезон.

Во всех этих случаях тактика поведения покупателя на сайте будет немного разной.


Из этой схемы можно сделать несколько довольно любопытных выводов.
  1. Самый очевидный вывод: разные товары ищут по-разному, а значит и внутреннее устройство разных типов магазинов должно отличаться. Для целенаправленного или аналитического выбора важнее хорошая поисковая система, для спонтанных покупок на первый план выходит эргономика каталога.
  2. Сопутствующие товары играют большую роль, чем может показаться: расходные материалы и просто всякие мелочи могут быть приобретены "в нагрузку" как к сложной технике, так и к любой спонтанной покупке. Можно существенно повысить доход от магазина, предлагая покупателю положить в корзину какое-то разумное дополнение к выбранному товару (к принтеру — бумагу, к зимней шапке — шарф, к фонарику — батарейки).
  3. Возможность сравнения товаров полезна, но не всегда. Желательно, чтобы пользователь мог сравнить по таблице дорогие или сложно устроенные товары, в остальных случаях этот функционал будет только отвлекать от покупки. В большинстве случаев, публикация на странице товара ссылок на другие аналогичные товары является ошибкой: вместо того, чтобы утвердиться в своем решении и совершить покупку, посетитель снова уходит в каталог. Случаи, в которых такой прием оправдан, существуют, но их мало.
  4. Возврат при отложенной покупке не бывает пассивным — пользователь должен запомнить, что и зачем он собирался купить. Иногда хорошим решением может быть кнопка "сообщить, когда будет скидка" или "сообщить, когда появится в наличии" или "напомнить купить (дата)". Даже если к моменту получения уведомления у пользователя отпадет потребность к покупке, он получит положительный опыт коммуникации с магазином (ему же прислали не какой-то глупый спам, а то, что он сам попросил).
  5. Скидки и акции максимально эффективны тогда, когда могут подтолкнуть к спонтанной покупке. Хорошо, если акция предполагает покупку сразу нескольких товаров (купите товаров на N рублей и получите скидку и т.п.). Также дополнительным стимулом к спонтанной покупке может стать указание срока конца акции.

После такого разбора вероятных интересов аудитории, уже можно составить для себя примерный план аудита интернет-магазина, расставить приоритеты и определить, какие ошибки нужно обозначить как наиболее критичные.

Автор: linyli

 
Голосов: 11
Баллы рейтинга: 50

ROBOCOP пишет:
03.03.2011 02:32
Классная статья!
Еще кое-что можно дополнить из этой статьи: http://travin.ru/shablonnoe-mishlenie-pokupatelya/
linyli пишет:
03.03.2011 11:36
Спасибо! На днях планирую написать еще кое-что в продолжение темы.
По ссылке любопытная статья :)
Надежда Дмитриевна пишет:
03.03.2011 12:51
обалдеть
enyt пишет:
03.03.2011 15:56
Статья отличная.) Схему сами "рисовали"?)
P.S. Опять звездочки, кстати, когда просматривал статью, было 5 звезд, но когда я оценил, стало 3 звезды и так не первый раз, может что-то во мне кроется? О_о
linyli пишет:
03.03.2011 16:09
Спасибо! Рисовала сама, надеюсь, выглядит понятно :)
Сергей Иванов пишет:
04.03.2011 11:24
Отличная статья! Схема понятная, всё наглядно. Мне понравилось.
*изображение с полицейскими лучше разместить справа от текста*
Надежда Дмитриевна пишет:
05.03.2011 16:53
статья оказалась как нельзя кстати, так как как раз начинаю работать над этим тарифом, сссспасыыыбо!
Alexey пишет:
05.03.2011 18:24
Супер, есть очень полезные пункты, спасибо
Владимир Шупляков пишет:
07.05.2011 12:51
Довольно часто покупаю что-нибудь в интернет магазинах из-за того, что в родном городе не все есть. Это касается сложной техники, чаще всего компьютерной. Ни разу не видел магазина где и сравнение товаров удобно для просмотра, и характеристики сравниваются однотипные. Основной причиной этого является низкий профессионализм тех, кто наполняет базу товаров. Статья очень хорошая, спасибо!
Алексей Гожий пишет:
31.07.2012 12:39
хорошая схема !!! но слишком разымто!