Аудит от независимых экспертов

поможет выявить проблемы на вашем сайте


 

 
 
 

Анализ сайта: тестирование форм

Анализ сайта: тестирование форм
Сложно найти современный сайт, на котором не было бы ни одной формы, предназначенной для заполнения пользователем: регистрация и авторизация, отправка сообщения, оформление заказа или покупки - любое из этих действий требует заполнения форм.

Удобство и функциональность этих элементов может серьезно влиять на повышение конверсии сайта, а это значит, что в ходе аудита необходимо уделить им большое внимание. Попробуем составить примерный план анализа форм. 
 
1. Понятно ли, для чего предназначена форма и зачем ее нужно заполнять?
Все просто, когда пользователю необходимо заполнить несколько полей для оформления покупки. Вопросы возникают, если неочевидно, какой результат получит посетитель сайта, отправив те или иные личные данные. Типичный пример - наличие формы регистрации без пояснения о том, какие преимущества дает человеку наличие аккаунта на данном ресурсе.

2. Насколько обосновано наличие каждого отдельного поля?
Не стоит задавать пользователю лишних вопросов, особенно сегодня, когда мы все особенно осторожны (и небезосновательно) в распространении личных данных.
Если необходимость той или иной информации очевидна для администратора сайта, это отнюдь не значит, что и для пользователя это лежит на поверхности. Рядом со всеми сомнительными полями будут уместны небольшие сноски, поясняющие, почему стоит их заполнить.

3. Как расположены подписи полей?
В идеале, они должны быть размещены либо над полями, либо слева от них. Подписи внутри поля - вариант крайне нежелательный, особенно, если речь идет о форме с достаточно большим количеством полей: дело в том, что когда пользователь ставит курсор в поле, подписанное внутри, эта подпись исчезает, после чего пользователь может на минуту отвлечься от заполнения, а вернувшись, не найти назначения поля.
Также нежелательно расположение подписей под полями: такой вариант непривычен, потребуется постоянное сосредоточение для того, чтобы помнить, что подпись относится не к нижнему, а к верхнему полю.

4. Отмечены ли обязательные поля? Встроена ли проверка их заполнения? Все ли обязательные поля отмечены?
Порядок тестирования такой:
- пытаемся отправить пустую форму, если получаем сообщение об ошибке, сверяем его со списком обязательных полей, делаем выводы. Если сообщение отправилось, это значит, что обязательных полей нет и следующий вопрос - должны ли быть какие-то поля обязательными.
- заполняем все поля, отмеченные звездочками, тестовым содержимым, пытаемся отправить. Если все поля отмечены верно, отправка пройдет успешно.

5. Очевидны ли правила заполнения полей?
В некоторых случаях правильно заполнить поле не представляет никакого труда: например, графа «email» всеми пользователями понимается однозначно. Правила заполнения многих других полей разные на разных сайтах: например, где-то пароль должен быть не короче 6 символов, а где-то это вообще не проверяется, где-то логин должен быть написан только латинскими буквами, а где-то допустима кириллица. Крайне важно, чтобы пользователь узнавал о всех правилах до того, как попробует отправить неверно заполненную форму.

6. Происходит ли проверка правильности ввода контактных данных?
Проверим поле «email».
- Сначала введем в него любой текст в кириллической раскладке. Если содержимое поля было принято, объясняем заказчику, что так быть не должно.
- Вводим любой текст латинскими буквами. Если форма функционирует правильно, получим сообщение об ошибке.
- Пишем адрес, похожий на email, но на место доменной зоны вписываем какую-нибудь заведомо нелепую комбинацию символов. Такое тоже не должно пройти.
При проверке поля с телефоном сначала изучаем, проверяется ли то, что туда вообще введены цифры, затем смотрим, есть ли минимальный порог количества символов в номере.
Аналогичные тесты можно проводить и для других полей. В идеале, все, что может быть проверено в автоматическом режиме, должно быть проверено.

7. Как устроены выпадающие списки?
Если они длинные, важно, чтобы самые частые варианты были наверху. Например, в графе «город» может быть очень большой список городов, отсортированных по алфавиту, но наверх должны быть вынесены Москва и С-Пб (если, конечно, речь идет о России).

8. Что происходит при отправке формы?
Важно, чтобы при успешной отправке пользователь видел какое-то подтверждение тому, что он все сделал правильно.
Если при заполнении была допущена ошибка, должно появляться уведомление с её описанием. Сообщения вроде «проверьте правильность заполнения полей» слишком абстрактны, очень желательно указать пользователю, где именно он ошибся. В таких сообщениях важна и формулировка: одно дело, когда пользователь видит надпись «Значение поля email некорректно!!!» и совсем другое, когда ему вежливо говорят: «Пожалуйста, заполните поле email правильно». 
 
Также необходимо, чтобы при попытке отправить неверно заполненную форму, очищались только поля с ошибкой (а можно не очищать и их): обидно, когда из-за одной опечатки, например, в электронном адресе, приходится заполнять все заново.

Автор: linyli

 
Голосов: 8
Баллы рейтинга: 38

Сергей Иванов пишет:
13.03.2011 12:40
Linyli, написание отличных статей, для вас уже становится традицией =)
linyli пишет:
13.03.2011 14:32
Спасибо, стараюсь. :) Если будет хватать времени, обязательно продолжу.
Владимир Шупляков пишет:
07.05.2011 14:07
Спасибо за статью! Никогда сильно не задумывался над пунктом 8. Действительно, вежливая просьба выглядит намного привлекательнее сухого сообщения об ошибке.
Ася Мигунова пишет:
14.03.2011 12:11
Очень хорошая и полезная статья! Обязательно продолжайте - мы ждем!
Гэми пишет:
14.03.2011 13:32
Мне вот интересно, а если после прочтения Ваших, бесспорно отличных статей, все будут писать все, что видят благодаря такому вот пособию, то куда же еще глубже будете "копать" Вы?))))))
Спасибо за очередную актуальную и умную статью!
linyli пишет:
14.03.2011 13:48
Во-первых, мне не жалко. :) Во-вторых, я всегда найду, куда копнуть еще — тут глубина может быть очень большой. Наконец, формально найти проблемы — полдела. Их же еще нужно как-то выстроить по важности, предложить пути решения, так что все карты даже при всём желании раскрыть не получится.
Спасибо, что читаете! :)
Надежда Дмитриевна пишет:
16.03.2011 10:50
да ну! у меня лично все прочитанное выветривается примерно через пару часов, так что индивидуальность отзыва сохраняется :)
Сергей Анатольевич пишет:
14.03.2011 15:28
Не часто бывает время почитать статьи в блоге, но это прочел и почерпнул очень много полезной информации. Спасибо Вам linyli !