Аудит от независимых экспертов

поможет выявить проблемы на вашем сайте


 

 
 
 

10 стереотипов о юзабилити

10 стереотипов о юзабилити
Если собрать все правила и стереотипы юзабилити, получится огромный чек-лист, которому в полной мере не будет соответствовать ни один сайт. И это нормально: наличие простых стандартов упрощает работу, позволяя безо всякого умственного усилия приблизительно отличить дурное от хорошего. Тем не менее, такие стереотипы о «правильном» в юзабилити бессмысленны без описания исключений и уточнений. Итак, речь пойдет именно о них.

«Молодежь знает правила, старики - исключения»
(Оливер Уэнделл Холмс-старший)

Стереотип: логотип сайта или изображение в шапке должны указывать на тематику ресурса.
Уточнение: изображение может быть просто абстрактным символом, отражающим больше настроение, чем тему. Это вполне допустимо, при условии, что у сайта говорящее название и крупные внятные заголовки.

Стереотип: на странице не должно быть ссылок, ведущих на эту же страницу (чаще всего касается ссылки с главной страницы на главную).
Уточнение: если контент на странице часто обновляется (например, на новостном ресурсе), такая ссылка будет удобна для обновления страницы.

Стереотип: все ссылки должны быть подчеркнуты.
Уточнение: если на странице много ссылок и это оправдано (такое может быть, например, на информационных порталах), подчеркивание плохо повлияет на восприятие контента. На таких сайтах ссылки могут становиться подчеркнутыми при наведении.

Стереотип: все прайс-листы должны быть выложены непосредственно на страницы сайта, а не прикреплены для скачивания.
Уточнение: если речь идет о сегменте B2B («бизнес для бизнеса») и заказчиком товара или услуги будет юридическое лицо, вполне разумно выложить документы с ценами в виде прикрепленных файлов. Хотя, конечно, лучше сочетать оба подхода.

Стереотип: если что-то находится ниже «линии сгиба», пользователь это не заметит.
Уточнение: если ничто, кроме низкого расположения, не мешает элементу быть замеченным и его позиция соответствует общей логике сайта, пользователь прокрутит экран, не задумавшись ни на секунду.

Стереотип: сайт должен корректно отображаться во всех браузерах.
Уточнение: для любой целевой аудитории существует свой набор популярных браузеров. Используя недифференцированный подход к этому вопросу, можно потратить не одну неделю на обеспечение полной кроссбраузерности и не получить прироста конверсии.

Стереотип: на странице не должно быть двух ссылок с одним адресом.
Уточнение: во-первых, если на странице много контента, бывает уместно дублирование меню в «подвале» сайта. Во-вторых, многое зависит от привычек пользователей: если целевая аудитория достаточно широка (например, на сайтах СМИ), бывает необходимо предусмотреть разные поведенческие паттерны посетителей и оставить два пути до одной и той же точки на сайте.

Стереотип: шапка сайта, тем более, если она большая, должна быть информативной.
Уточнение: это верно, если речь идет о сайте строительной фирмы или, например, магазина запчастей. Такие товары и услуги посетители выбирают, руководствуясь рациональными мотивами. Но часто люди делают совершенно иррациональный выбор, «влюбившись» в эффектное изображение. В этом смысле важно чувствовать аудиторию сайта: крупная картинка в шапке может оказаться эффективнее информационного блока с контактными данными.

Стереотип: если на сайте больше десятка страниц, обязательно нужен поиск.
Уточнение: поиск действительно необходим, если сайт представляет собой каталог (товаров, новостных статей и др.) или если разработчики плохо спроектировали структуру сайта. В остальных случаях поисковая система — лишь приятное дополнение к основным навигационным элементам.

Стереотип: недопустимо использование текстов, выполненных заглавными буквами.
Уточнение: это верно для 95% случаев. Действительно, слова, написанные заглавными буквами, утрачивают характерный рельеф, формирующийся благодаря выступающим элементам строчных букв, из-за чего их чтение требует дополнительного усилия. Тем не менее, для коротких заголовков и небольших списков использование заглавных букв может быть вполне оправдано: важно лишь проследить за тем, чтобы межбуквенное расстояние было точно отрегулировано.

Автор: linyli

 
Голосов: 4
Баллы рейтинга: 20

Гэми пишет:
28.05.2011 12:15
Отлично!
Попробую продолжить.

Стереотип: существуют недопустимые сочетания цвета. Зеленое и красное, к примеру.
Уточнение: если посмотреть на яркую фотографию ягоды клубники, то подобный стереотип быстро развеется. Везде есть исключения.
linyli пишет:
28.05.2011 13:10
Совершенно согласная насчет цветов: таких исключений очень много!

Кстати, думаю, многие здесь могли бы предложить свои «стереотипы» и «уточнения», чтобы дополнить список.

Надежда Дмитриевна пишет:
28.05.2011 13:02
даешь гибкий подход к оценке сайтов!!!
Новичкам очень полезно - это знать, так как еще не спосбны мыслить свободно от стереотипов...Хотя им бы стереотипы бы для начала изучить полезнов подробностях!
Мне понравилась красивое и точное изложение мыслей! все так!
linyli пишет:
28.05.2011 13:07
Да, наверное, чтобы практиковать гибкий подход к анализу сайтов, надо уже держать в голове какие-то знания, иначе можно совсем запутаться.
Userovich пишет:
28.06.2011 00:15
простите) зачем учить стереотипы, чтобы потом от них избавляться?
Гэми пишет:
28.05.2011 20:20
Про третий стереотип и уточнение интересно написал Тема вот тут:
http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/171/
Елена Решедько пишет:
28.05.2011 22:53
Спасибо за ссылку, взяла на карандаш.
Надежда Дмитриевна пишет:
30.05.2011 08:02
а я тама была, много чего инетресного можно почитать :)
Феликс пишет:
28.05.2011 21:03
Очень понравилась статья. Я даже скопировал ее для себя.
libertinee пишет:
27.09.2011 15:19
Да некоторые мифы развеивает, спасибо.