Аудит от независимых экспертов

поможет выявить проблемы на вашем сайте


 

 
 
 

Тестирование юзабилити для повышения эффективности работы сайтов

Тестирование юзабилити для повышения эффективности работы сайтов
При создании сайтов для достижения максимального эффекта их работы необходима обратная связь со стороны пользовательской аудитории. Это позволяет довести до нужных кондиций содержание сайта, усовершенствовать его дизайн, сделать более удобной навигацию. Для получения обратной связи существуют различные способы.

Тем не менее, чтобы получить ответ на вопрос, способен ли сайт решать поставленные перед ним задачи, недостаточно ограничиваться обратной связью. Необходимо провести аудит сайта с привлечением реальных пользователей. При этом желательно учесть следующие моменты.

1. В некоторых случаях бюджеты сайтов, особенно небольших, не предоставляют возможности проведения тестирования. И это неправильно, поскольку отсутствие важной информации для доработки сайта допускает возможность неполного или некорректного выполнения им поставленных задач, что, в конечном итоге, приводит к намного большим потерям. Средства на проведение тестирования должны закладываться в бюджет сайта с самого начала. При этом независимо от размера этих средств следует подобрать группу участников в точном соответствии с целевой аудиторией. В противном случае результаты тестирования окажутся неэффективными.

2. Методы исследования и оценки сайта могут быть различными. Однако в любом случае выполнение тестирования даже в наиболее простой форме лучше, чем отказ от проведения этого мероприятия. Ниже приводится перечень вопросов, на которые нужно получить ответы при первом тестировании:
  • Насколько хорошо и правильно понимают пользователи назначение сайта?
  • В состоянии ли они отыскать на web-страницах необходимые им услуги и полезную информацию?
  • Достаточно ли просто пользоваться интерфейсом?
  • Не слишком ли усложнены формы для регистрации, авторизации, подачи запросов?
  • Насколько эффективно достигаются цели, поставленные заказчиками при создании сайта? 
3. Задачи, которые ставятся перед группой участников тестирования, должны быть реальными. Следует обеспечить тщательный контроль работы пользователей с сайтом и последующим анализом их действий. 

4. При включении в группу сотрудников компании следует помнить о том, что эти люди могут быть хорошо осведомлены о структуре бизнеса фирмы и использующейся в нем терминологии. Имеется отрицательный момент и в случае привлечения в группу членов семей сотрудников. Это связано с тем, что обнародование результатов в данном случае может представлять определенные проблемы. 

5. Не рекомендуется привлекать в качестве участников лиц, знакомых с процессом разработки сайтов. Эти люди способны быстро разобраться в структуре сайта, в результате чего ответы на вопросы, насколько понятен сайт клиентам и достаточно ли просто им пользоваться, будут некорректными.

6. Тщательно проведенное и правильно организованное наблюдение за пользователями во время тестирования способно предоставить много детальной информации и позволяет получить ответы по большинству проблем работы сайта. 

7. По результатам тестирования юзабилити может оказаться, что сложным для клиентов является не весь сайт, а только его отдельные части. Три фактора, исходя из которых оцениваются проблемы, можно выразить следующим образом (Я. Нильсен): 
  • Оценка частоты возникновения конкретной проблемы у различных клиентов.
  • Насколько эта проблема сложна для пользователей?
  • Оценка частоты возникновения конкретной проблемы у одного и того же пользователя; способен ли пользователь сразу решить проблему или сталкивается с ней постоянно? 
8. Во время тестирования более важны действия пользователя, а не его слова, поскольку часто бывает так, что пользователь говорит о желании выполнить одно действие, а выполняет другое.

9. Одним из эффективных приемов является тестирование, при котором пользователь проговаривает свои действия вслух. Возможность проследить за ходом его мыслей часто помогает обнаружить причину возникновения проблемы и найти действенный способ ее устранения. Недостатком данного метода является невозможность точно оценить время, необходимое на выполнение какого-либо задания, т.к. оно будет увеличено вследствие отвлечения внимания пользователя на озвучивание своих действий.

10. Важным моментом при тестировании является понимание пользователями того факта, что тестированию подвергается работа сайта, а не их способности. Определение быстроты и легкости выполнения заданий должны всего лишь указать на необходимость доработки сайта по конкретным позициям, поэтому просьбы о помощи при возникающих затруднениях могут не выполняться.

11. До начала тестирования следует объяснить группе участников, каким образом будут использованы полученные от них в ходе работы персональные данные и заключить договор о неразглашении ими информации о тестировании.

12. В каждой группе должно быть от 5 до 15 пользователей. При увеличении числа участников дополнительный эффект, т.е. более высокая точность результатов, не будет соответствовать затраченным усилиям (закон убывающей отдачи прироста).

13. Если в группе участников есть дети, то для предупреждения возможных претензий со стороны родителей следует предложить им присутствовать при тестировании.

 
Голосов: 1
Баллы рейтинга: 5

Гэми пишет:
09.09.2010 00:57
Всем начинающим - копируйте! )))
CON пишет:
26.07.2011 11:03
Зачем копировать. Ведь написано почитать можно
Владимир Шупляков пишет:
06.05.2011 19:17
Очень простым, недорогим и эффективным методом тестирования является тестирование при помощи фокус-группы, состоящей из пенсионеров. Они охотно принимают участие за небольшие деньги или бесплатно. И если большинство из них справилось, то это почти гарантия успеха. Проверено лично на нескольких интернет-магазинах.
Феликс пишет:
22.05.2011 17:38
Поддерживаю altenу. За небольшие деньги или бесплатно, добавил бы приз, льгота, скидка (то, что может предложить сайт) после оценки тестирования, в этом случае надо будет оговорить сроки оценки тестирования. Здесь гпавное "внимание".
CON пишет:
26.07.2011 11:04
Я абсолютно согласен