Аудит от независимых экспертов

поможет выявить проблемы на вашем сайте


 

 
 
 

Применение эффекта Зейгарник в интерфейсах пользователей

Применение эффекта Зейгарник в интерфейсах пользователей
Незавершенные действия, как известно, запоминаются гораздо лучше, чем завершенные. На основании этого факта сформулирован и сегодня описывается почти во всех пособиях и учебниках по психологии, «эффект Зейгарник», открытый русским психологом Б.Зейгарник во втором десятилетии двадцатого века.

История говорит, что повод к научному исследованию дал неизвестный официант берлинского кафе. Однажды Блюма Зейгарник вместе со своим учителем К. Левиным были в популярном кафе в Берлине. Она обратила внимание на официанта, который, несмотря на многочисленность заказываемых блюд, не сделал ни одной записи. Заказ был выполнен в точности по всем пунктам. Официант признался, что никогда не записывает заказы, которые делают посетители, и никогда не ошибается, но вспомнить, что заказывали предыдущие посетители, парень не смог. У психологов возникла идея проверить влияние завершенности действия на запоминание и наоборот.

Проведенные эксперименты подтвердили, что в случаях прерывания задачи, она запоминалась лучше, чем уже решенная задача. Из участвовавших в эксперименте, вдвое больше было людей, которые запомнили прерванные задачи, чем тех, которые запомнили задачи решенные. Этот эффект и назвали «эффектом Зейгарник», а разнообразные опыты на эту тему проводят до сих пор.

Практическое применение
Эффект неопределенности основывается именно на этом эффекте психологии. Для того, чтобы улучшить запоминание ролика, статьи, сюжета, часто авторы концовки своих произведений делают неожиданными, незаконченными, неопределенными. Человек запоминает те темы, где ситуация так и не разрешилась.

Многие блоггеры используют этот прием на своих ресурсах. Делая ставку на любопытство человека на первой странице, автором размещаются заголовки и первые строки нескольких статей, которые заинтересовывают посетителя. При образовавшейся ситуации неопределенности, у посетителя проявляется интерес к тому, что же дальше написано в статье. Желание покончить с неопределенностью и удовлетворить свое любопытство, побуждают посетителя перейти по ссылке «подробнее».

Всему своя мера
И все же, важно не переборщить с неопределенностью и не допустить, чтобы этот эффект обернулся против вас. Попадая на сайт, посетитель должен сразу понять, куда он попал, легко ориентироваться, чтобы в любой момент знать, что он может сделать на сайте. При четко налаженной навигации, правильном выделении пунктов меню никаких проблем не возникает. Человек быстро путешествует по сайту, удовлетворяя свое любопытство. 

Если же пользователь не видит на сайте своих возможностей, не понимает, где он находится и не знает, что ему делать дальше, то такая неопределенность вам не помощник, и эффект Зейгарник проявляет свое негативное влияние. Посетитель уходит с сайта, так и не разобравшись с хитроумным обеспечением программы. А возникают такие ситуации, например, когда на ресурсе не видны ссылки или они не подчеркнуты, используются нестандартные элементы интерфейса или нестандартной навигации и система передвижения по сайту требует дополнительных пояснений. 

Вывод
  • Эффект неопределенности завладевает вниманием пользователя. Согласно эффекту Зейгарник, «незавершенное действие запоминается лучше, чем завершенное».
  • Привычные вещи никогда не должны проявлять неопределенность. Интерфейс всегда должен помогать пользователю ориентироваться на сайте.
 
Голосов: 4
Баллы рейтинга: 20

chelovek пишет:
12.10.2011 02:26
Интересно, конечно в каждом коде есть недоработке  и все время нужно обновлять
Надежда Дмитриевна пишет:
12.10.2011 08:31
Даешь научный подход!
Гэми пишет:
12.10.2011 13:17
Отличная статья. Я по себе знаю, что помню все незавершенное, но и не думал, что этот эффект уже носит чье-то имя)))
Сергей Анатольевич пишет:
21.10.2011 21:23
Отличная статья! Беру на заметку!
Алексей Гожий пишет:
30.07.2012 16:38
Полезная yaf? но по делу мало!!! Интерфейсы давааааай!!