Аудит от независимых экспертов

поможет выявить проблемы на вашем сайте


 

 
 
 

Юзабилити: мифы и реальность

Юзабилити: мифы и реальность
Многие люди плохо понимают, что собой представляет юзабилити по существу. Они согласны, что в этом направлении проведены серьезные исследования и выработаны рекомендации с научным обоснованием правил разработки дизайна.

С другой стороны, рассуждая с такими собеседниками о юзабилити, нетрудно заметить, что большинство из них находятся в плену ложных представлений. 

Откровенный разговор с целью развенчать бытующие легенды не может быть простым. Но это очень важная тема. Ее следует прояснить для того, чтобы исключить неправильное представление об одном из главных этапов разработки сайта.

Юзабилити  это дорого
Такие организации, как Стэнфордский университет, компании Microsoft, IBM и многие другие, расходуют на юзабилити огромные человеческие и финансовые ресурсы. Да, это, действительно дорогое удовольствие. Но оно касается крупных корпораций и фундаментальных исследований. Регулярные и ежедневные тесты не требуют значительных затрат. А польза от них большая. В частности, благодаря им развиваются компьютерные направления, позволяющие максимально адаптировать интерфейс для нужд пользователя, т.е. совместить машину и биологический организм.

Удобство — это не товар. Но за него приходится платить определенную цену. С экономической точки зрения, юзабилити не настолько дорого, как может показаться на первый взгляд. Подобное мнение живет потому, что юзабилити является в природе вещью неизмеримой — сложно определить конкретную прибыль на каждый затраченный доллар.

Юзабилити можно сделать бесплатно
Да можно, но это не так просто, как кажется. Большое количество людей уверены в том, что для создания удобного сайта не нужны никакие затраты и достаточно просто обратиться за советами на форумы и в соцсети. Но в действительности они получат на свои вопросы кучу не всегда правильных и лицеприятных ответов. Лишь к единичным бесплатным рекомендациям можно будет прислушаться, но не факт что вам повезёт и какой-нибудь гуру изъявит желание бесплатно вам помочь, обычно это делают новички и любители пофлудить.

Идеал юзабилити  минимализм
Минимализм в юзабилити представляет собой уменьшение влияния отрицательных факторов как результат упрощения содержания и навигации, сокращения количества страниц, размеров элементов, пробелов.

Переход к минимализму приносит не только удобства. Нередко надо принимать компромиссные решения, т.к. излишняя простота приводит к плохому пониманию информации на сайте. Например, если безоглядно использовать графику, исходя из того, что кнопки или иконки занимают меньше места, чем текстовые меню. Или уменьшить размер шрифта, чтобы расположить содержимое на одном экране. Каждое решение должно нести пользу, а не приниматься в угоду принципу.

Юзабилити  это опыт пользователей
Лучшим ответом на заблуждение, вынесенное в подзаголовок абзаца, является сайт гуру юзабилити Якоба Нильсена. Он очень простой и функциональный. Но не следует думать, будто так получилось потому, что он создан исключительно по рекомендациям посетителей.

Однако многие считают, что для разработки эффективного и удобного для клиентов сайта, достаточно принимать во внимание опыт пользователей. Те, кто так делают, не могут создать совершенный веб-ресурс, потому что отзывы клиентов — это всего лишь одна из составляющих юзабилити. Кроме нее существуют еще рекомендации, опыт разработчика, мировые тенденции развития и др. Во всем нужно соблюдать правильный баланс.

Юзабилити  это искусство
Произведение искусства получается таким, каким видит его создатель. Суть процесса в том, что через работы творец выражает собственную философию и видение мира. А сайт ориентирован на пользователей и должен учитывать их потребности. Если применить к искусству рекомендации юзабилити, то они окажутся абстрактными. Этот миф, прочно блокирующий многие умы, приносит больше ущерба, чем все остальные. Люди уверены — для того, чтобы создать удобный для использования веб-ресурс, нужно обязательно быть творцом-дизайнером. Но юзабилити не нужны художники, это работа для фундаменталистов и практических наблюдателей.

Будучи творцом, разработчик может использовать положения юзабилити в области визуального дизайна. Но, с другой стороны, есть много доказательств того, что юзабилити давно утвердилось как точная наука, в которой компании могут обойтись (и обходятся!) без участия художника. Тем не менее, миф очень живуч, и часто утверждают, что в разработке дизайна должен присутствовать элемент искусства.

Чем проще  тем лучше
Простота — понятие субъективное, так же, как и удобство. Но простота, в отличие от удобства, это предмет осознанный и непосредственный. Типичные пользователи ничего не знают о технологиях юзабилити, но они далеко не дураки. Те, кто в реализации сайта делают упор на простоту, часто рассматривают клиентов как глупых потребителей. Обычно это проявляется в наличии гигантских кнопок, банальных текстов, чересчур очевидных подсказок. Концепция простоты может оказаться неподходящей для целевой аудитории. Подобный слепой подход не приносит удобства даже в главном, не говоря уже о деталях. Юзабилити подразумевает простоту осмысленную, а не буквальную.

Юзабилити убивает креативность
Это заблуждение относится к категории самых распространенных. Люди думают, что использование в юзабилити достижений науки приводит к угрозе исчезновения творческих аспектов. Но в этом деле нет жестких правил, есть всего лишь руководство для разработчика. Рекомендации не нужно принимать в качестве набора обязательных требований. Если им строго следовать, то дизайнер, несомненно, лишится творческой составляющей процесса. Он может получить набор элементов, не подходящих для конкретных целей.

Юзабилити  это здравый смысл
Апология аргументов этого типа заключается в том, что здравый смысл присущ самой природе, стало быть, утверждение может распространяться на все проявления человеческой деятельности. На самом же деле, это всего лишь один из подходов, притом, далеко не единственный. Он может привести к разработке веб-ресурса на основе случайного набора предпочтений пользователей. Трудно строить сайт, ориентируясь только на здравый смысл, потому что очень немногие вещи могут определять общие для всех требования юзабилити так хорошо, как поисковик Google. Лучше заботиться о соединении здравого смысла с практикой разработки удобного дизайна.

Юзабилити  это хороший дизайн
Хороший дизайн является всего лишь следствием правильного юзабилити. В противном случае, такое утверждение больше похоже на философию. Если разрабатывать юзабилити с позиций хорошего дизайна, то интерфейс должен быть эффективным, привлекательным, с минимальными ошибками и т.д. С этим никто не спорит. Однако миф о том, что превосходный дизайн автоматически приносит удобство использования, ошибочный. Сайт не спасет даже самый лучший дизайн, если он является бесполезным, малопроизводительным или сделан с большим количеством ошибок. Удобство в работе и эффективность веб-ресурса не имеют ничего общего с наличием или отсутствием отличного дизайна.

Юзабилити  это свод определенных правил
По юзабилити доступны миллионы книг. Их можно прочитать и получить «гида», который будет вести шаг за шагом. О том же проповедуют тысячи блогов и статей. Поэтому предположение, вынесенное в подзаголовок, справедливо, если только не понимать его буквально. Надо все время помнить, что нет никаких требований, есть только рекомендации. Нужно рассматривать справочные материалы в качестве руководящих принципов, которые должны учитываться во время работы. Следует на их основе разрабатывать собственные правила, и применять их постоянно. Нельзя просто выучить определенный набор инструкций и быть успешным.

Юзабилити  это роскошь
Миф о том, что юзабилити — это роскошь, и следствия из него типа «юзабилити может быть сделано в самую последнюю очередь» или «нам не нужны удобства для того, чтобы выжить», может стать фатальным. Конкуренция слишком велика, а переход на другой сайт/продукт настолько легкий, что потребители не задумываясь, выбирают более удобный вариант, пусть даже и с меньшими возможностями.

Это видно на примере DropBox и других аналогичных продуктов. Они провели фантастичную работу, направленную на удобство использования. DropBox не предлагает максимальный объем дискового пространства, как другие, но отличается высокой лояльностью к потребителю. В результате его рыночная оценка составляет 5 миллиардов долларов!

Юзабилити быстро становится ключом к выживанию, просто многие не знают об этом. Если игнорировать правила или не считать его достаточно важным, а спешить скорее выйти на рынок, то этим можно только причинить себе вред. Нельзя верить в мифы! 

Следует жить в реальном мире и подчиняться его законам. Бизнес должен приспосабливаться к требованиям покупателей. Для того, чтобы знать эти требования и учитывать их в разработке сайта, надо постоянно проводить исследования по юзабилити. Такой подход позволит расширить возможности маркетинга и увеличить продажи. Этот общий элемент можно найти в каждом громком успехе, а в неудачах он отсутствует. И это уже не миф!

Автор: Vishal Mehta


 
Голосов: 2
Баллы рейтинга: 10

Кирилл Макаров пишет:
15.03.2012 17:04
По моему про бесплатное юзабилити всё верно написано.
Гэми пишет:
31.03.2012 22:50
Вообще все верно написано, по моему.
Юлия пишет:
06.05.2012 13:11
У меня нету собственного сайта, но даже для меня эта статья оказалась очень полезной. Теперь я буду внимательней относится к юзабилити на сайтах: если организаторы сайта беспокоятся о удобстве, это о многом говорит.
Нина пишет:
08.05.2012 15:43
Обожаю минимализм! Но крайне сложно найти подходящий бесплатный шаблон, чтобы блог выглядел и современным, и понятным. Парочка мифов меня поразили.
Алексей пишет:
22.05.2012 21:10
Вообще-то, у этой статьи есть автор, и очень некрасиво его не указывать. Как говорил Остап Бендер, "воровать грешно". Вот ссылка на оригинал статьи: http://www.uxbooth.com/blog/fact-vs-fiction-what-usability-is-not/ Автора стать зовут Vishal Mehta.
Кирилл Макаров пишет:
23.05.2012 13:46
Спасибо, мы учли ваше замечание и проставили автора.