Аудит от независимых экспертов

поможет выявить проблемы на вашем сайте


 

 
 
 

Специальные методы тестирования юзабилити сайтов

Специальные методы тестирования юзабилити сайтов
Для того, чтобы определить удобство использования интерфейса, существуют специальные методы тестирования юзабилити, которые позволяют оценить эффективность сайтов.

Карточная сортировка
В этом случае на каждый параметр сайта из тех, которые предполагается исследовать, выписывается отдельная карточка, после чего пользователи группируют их так, как считают это наиболее логичным. Информация используется для разработки интерфейса.

Контекстное исследование
Проводится на ранних этапах и представляет собой интервьюирование пользователей. При этом обязательно учитывается контекст использования данного сайта. Оценка проводится совместно разработчиком и клиентом, ключевой параметр – удобство сайта для посетителя.

Контекстное исследование предполагает реальные условия работы, поэтому применяется для оценки обстановки последующего использования сайта. Метод более эффективен при его проведении параллельно с эталонным тестированием.

Контрольные листы
Используются на заключительной стадии для того, чтобы проверить, соблюдаются ли в разработанном сайте принципы его функциональности. Можно брать в работу готовые контрольные листы, или составить оригинальные критерии качества. Способ дополняет экспертные методы, структурируя их оценки по различным признакам.

Макетирование
Создается модель сайта, которая позволяет выполнить тестирование его компонентов (дизайна, управления и др.) на каждой стадии процесса.

Макетирование бывает горизонтальным и вертикальным. В первом случае макет имеет много параметров, которые детально не прорабатываются. Хорошо подходит для определения предпочтений пользователей на ранних этапах работы по созданию интерфейса.

Вертикальное требуется для получения результатов о различных составляющих сайта. Здесь подробно изучается какой-либо отдельный сегмент, поэтому исследование проводится после окончания разработки данного участка.

Обзоры
Это ответы пользователей на заранее составленные вопросы, которые записываются и впоследствии обрабатываются. Характер вопросов зависит от целей проводимого исследования, хотя традиционно присутствуют такие группы, как сведения о пользователе, оценка актуальности содержания страниц и функциональности интерфейса.

Метод хорошо работает как на ранних стадиях для уточнения концепции сайта и его наполнения, так и после реализации проекта для получения обратной связи о полезности web-продукта и удобстве работы с интерфейсом.

Опросники
Принципы их подготовки сходны с обзорами, но форма представления иная. Это не структурированное интервью, а всего лишь перечень вопросов, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответа. Использование различных групп вопросов делает этот метод эффективным на всех стадиях работы. Стандартные опросники можно приобрести в готовом виде, однако иностранные образцы следует не только переводить, а еще и адаптировать с учетом особенностей культуры отечественного потребителя.

Плюралистическая проработка
Создается сравнительно большая группа, состоящая из разработчиков, пользователей, специалистов по организации труда и экспертов-оценщиков web-сайтов. Пошагово исследуются варианты поведения посетителей при работе с интерфейсом. В результате дается разноплановая оценка сайта с указанием имеющихся недостатков. Плюралистическая проработка организуется на ранних этапах реализации проекта.

Протоколы самоотчета
В данном случае пользователи самостоятельно фиксируют на бумаге свои мысли и действия при работе с сайтом. Методика экономичная, т.к. специалисты подключаются только на стадии обработки результатов. Недостаток заключается в отсутствии контроля эмоций пользователей и возможное несоответствие их записей реальному положению вещей. Поэтому исключительно важным является тщательный подбор группы. Способ используется на ранних стадиях, а также для определения предпочтений посетителей.

Фиксация “мыслей вслух”
Очень популярная методика для получения оценки функциональности интерфейса. Пользователь проговаривает вслух все свои мысли, предположения и намерения, возникающие в ходе работы с сайтом. Его слова фиксируются. Способ позволяет оценить реакцию потребителя на работу отдельных компонентов сайта. Для получения более корректных данных процедура проводится с несколькими респондентами, после чего результаты обобщаются.

Фокусные группы
Особенность этого метода заключается в специальном подборе пользователей, которые в течение 2 часов свободно обсуждают предложенную проблему. Разработчик имеет возможность определить непроизвольную реакцию на его идеи и оценить отношение к ним потребителей.

В группах обычно бывает от 6 до 9 человек. Нужно подготовить сценарий обсуждения и не отклоняться от темы. Следует также обеспечить равное участие в дискуссии всех присутствующих. Нельзя допустить выделение лидера, который бы доминировал и подавлял своим мнением остальных.

Данные записываются и впоследствии обрабатываются. Недостатки заключаются в том, что выводы делаются на основании суждений небольшого числа клиентов. По этой причине, наряду с относительной сложностью регистрации обсуждения из-за его спонтанности, рекомендуется провести несколько подобных процедур с различными респондентами. Метод используется на всех стадиях процесса, включая оценку готового сайта.

Эвристическое исследование
Группа, в которой собраны 4 – 6 экспертов, занимающихся оценкой сайтов, а также специалистов из области взаимоотношений «человек-компьютер», исследует web-сайт. Каждый приглашенный работает самостоятельно, обеспечивая тем самым независимость мнений, после чего проводится коллективное обсуждение результатов. Итоги суммируются руководителем группы. Способ может использоваться на всех этапах разработки.

Экспертиза компонентов
В данном случае анализируется набор компонентов сайта, которые предназначены для решения пользователем своих задач. При этом производится оценка того, насколько каждый из них функционален в плане достижения цели. Легко ли работать с конкретным элементом, логична ли цепочка последовательных действий пользователя, не затруднено ли определение следующего шага, понятно ли оформлены элементы управления и т.д. Данная методика используется после проработки набора функций, т.е. в середине процесса. 

 
Голосов: 1
Баллы рейтинга: 5

Ки пишет:
28.01.2011 02:35
Не будем забывать, что с каждым годом появляются всё новые и новые методы тестирования сайтов и их юзабилити.
CON пишет:
26.07.2011 13:36
Да это есть
CON пишет:
26.07.2011 13:38
Очень много автоматических сервисов
Наталья пишет:
10.09.2011 17:04
Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки.Например, если в опроснике слишком много повторяющихся вопросов,и он занимает много времени,то правдивость ответов резко снижается. Хорошо бы еще минусы и плюсы каждого метода почитать!